Многие молодые матери жалуются на то, что их малыш перепутал день с ночью и предпочитает бодрствовать в темное время суток, а днем – спать. Между тем, давным-давно изобретено универсальное средство, которое помогает заснуть детям и взрослым любого возраста – колыбельные песни. Под нежную умиротворяющую мелодию глазки ребенка закрываются сами собой.
Характерные особенности колыбельных
Чем колыбельные отличаются от других детских и взрослых песен? Интересно, что в колыбельных разных народностей можно найти общие черты. Например, такие песни исполняются в медленном темпе. Также колыбельные отличают высокий тембр и своеобразные интонации. Известно, что дети раннего возраста лучше всего воспринимают именно такую тональность. Впрочем, колыбельные исполнялись не только для детей – иногда их напевали друг другу влюбленные. Также колыбельные часто исполнялись для больных, чтобы они скорее выздоравливали.
Издавна такие песни пели матери своим детям, чтобы те быстрее уснули. Поэтому колыбельные не требуют инструментального сопровождения. Негромкий вкрадчивый голос, нежные интонации и монотонная мелодия способствуют скорейшему расслаблению и засыпанию. Как правило, колыбельные сопровождают укачивание ребенка, поэтому в таких песнях особое значение приобретает ритмичность.
История колыбельных песен
Невозможно сказать, когда и кем была спета первая колыбельная, но можно предположить, что этот жанр появился очень и очень давно. Изначально колыбельная песня представляла собой, по всей вероятности, обычные женские причитания, которые произносились ритмично, в такт качанию колыбели. Со временем слова стали складываться в рифмованные двустишия, а позже и четверостишия.
Умение укачивать детей в старинные времена ценилось очень высоко: уставшие от работы женщины не могли себе позволить роскошь часами качать люльку. Часто к укачиванию подключались старшие сестры малышей. Девочки часами напевали немудреные песни, добиваясь, чтобы младенец заснул. Разные песни пелись, как правило, на один мотив, скрепляясь призывами к ребенку наконец заснуть.
Интересно, что тексты многих старинных колыбельных кажутся современному человеку несколько зловещими. Действительно, после прослушивания некоторых произведений мирно заснуть не так-то просто: ведь в песнях упоминаются зубастые хищники (например, серенький волчок), ворующие детей цыганки и прочие малопривлекательные персонажи. Это связано с тем, что в данном жанре наличествуют некоторые элементы заговоров-оберегов. Любящие матери пытались накликать ребенку страшные сны, потому что верили, что увиденное в страшном сне никогда не воплотится в реальности. Со временем вера в магическую силу колыбельных ослабла, в песнях стали появляться пожелания доброй ночи и светлых снов.
Иногда с помощью текстов колыбельных женщины пытались «программировать» будущее ребенка, воспитывать младенца в буквальном смысле слова с колыбели. Исполнительницы песен выражали свое отношение к окружающему миру, предостерегали дитя от ошибок, делились с ним какими-то сведениями, например, рассказывали в поэтической форме, как прошел их день. Рассказы о работе перемежались с впечатлениями о покупках на ярмарках, которые были важными событиями в крестьянской среде.
Народное творчество
Колыбельные разных народов имеют много общего. Например, в них часто присутствуют образы Сна, Дремы, Покоя. Если малыш никак не засыпал, то этих персонажей осыпали упреками, после чего просили все-таки прийти к ребенку. Часто со сномСновидения: как понять наши сны пытаются вступить в торг, соблазняя его какими-то дарами и подношениями за визит к чаду. Иногда в роли подношения выступал и сам ребенок – например, в одной из древних колыбельных девочку обещали отдать в жену повелителю царства мертвых.
Не обходилось в колыбельных песнях и без такой известной особенности заговоров, как обращение к различным животным. Например, курицу просили забрать у ребенка бессонницу. Это обращение неслучайно: курица у многих славянских народов была символом материнства.
Позже вместо курицы стали обращаться к кошкам и котам. Коты – животные ночные, поэтому их считали властными над снами. Кроме того, кошки умеют издавать уютное мурчание, которое действует так же умиротворяющее, как и колыбельные. Интересно, что в некоторых странах существовала традиция уложить кота в колыбель еще до того, как туда впервые уложат ребенка. Это должно было защитить малыша от злых сил. Коты были первыми животными, которых узнавал ребенок – неудивительно, что этим пушистым зверькам отводилось почетное место в песенном фольклоре для самых маленьких.
Некоторые народы обращались и к диким зверям, например, медведям или волкам – важным тотемным животным. Их просили стать покровителями ребенка и беречь его сон от злых сил.
Распространение христианства оказало влияние и на колыбельные. В песнях появились образы Богородицы и ангелов-хранителей, которых просят защитить ребенка и даровать ему спокойный сон. Иногда, впрочем, матери просили Высшие Силы поскорее забрать ребенка из мира живых. Ученые связывают такие недвусмысленные тексты с древними обычаями избавляться от слабых и увечных детей, чтобы те не испытывали мук голода и холода. А порой колыбельные с пожеланиями смерти имели противоположный смысл: матери пытались обмануть злых духов, чтобы те «не заметили» ребенка среди живых и не причинили ему вреда. Подобные песни появлялись обычно во время эпидемий, голода и различных бедствий.
Авторские колыбельные
Колыбельные напевали не только простолюдины – в богатых и знатных домах детей также укачивали под монотонные и нежные песни. Первые литературные колыбельные песни появились предположительно в середине восемнадцатого века. Колыбельные стихи писали многие поэты – как известные, так и не очень. Например, свои колыбельные были у Жуковского, Лермонтова, Блока, Бродского, Хармса и Маршака.
Зачастую авторские колыбельные представляют собой перевод народных произведений этого жанра. Также встречаются и талантливые стилизации под фольклор, выполненные в лучших колыбельных традициях. Как правило, авторские колыбельные длиннее народных, они имеют четкий сюжет, а порой и определенную мораль. Но основные черты колыбельных – монотонный ритм, повторы, традиционные герои и образы – сохраняются.
Интересно, что, по мнению ученых, литературные колыбельные оказывают на детей меньшее воздействие, что народные произведения. Вероятно, это связано с тем, что профессиональные поэты заботились в первую очередь о гармонии стихотворения и красоте мелодии, фольклорные же колыбельные имели чисто утилитарный характер и пелись с определенной целью: усыпить ребенка. Поэтому считается, что для детей в возрасте до года предпочтительнее именно народные песенки, а позже можно переходить к стихам и песням, которые написаны поэтами и композиторами.