Возможно, ваш полугодовалый малыш еще не начал самостоятельно переворачиваться, хотя в среднем грудные дети начинают делать это на пятом месяце жизни. Или, может быть, соседский ребенок, которому 11 месяцев, уже начинает потихоньку ходить, а ваш годовалый малыш еще и не пытается. Сравнивая развитие своего ребенка с другими детьми, вы можете начать волноваться, что что-то идет не так. В действительности все дети развиваются по-разному, и если врач не заметил отклонений от нормы, то, скорее всего, их и нет.
Перечисленные ниже этапы развития грудного ребенка в течение первого года жизни - лишь усредненная норма. Отклонения от нее в ту или иную сторону допустимы и, к счастью, лишь в редких случаях являются признаком патологии.
Следует также учесть, что дети, появившиеся на свет раньше срока, часто развиваются немного медленнее других.
Первый месяц
Ребенок может поднимать голову, поворачивать ее, лежа на спине или на животе. Присутствует сильный хватательный рефлекс. Смотрит и следит за объектами, которые находятся прямо перед ним или под углом до 45 градусов. Ребенок плачет, когда ему что-то не нравится и замолкает, услышав голоса; издает горловые звуки; внимательно, но обычно недолго, смотрит на людей, который разговаривают с ним.
Второй месяц
Лежа на животе, ребенок может поднимать голову почти на 45 градусов. Хватательный рефлекс ослабевает. Следит глазами за висящими и/или качающимися объектами, ищет взглядом источник звука. Начинает издавать другие звуки, помимо крика. Крик становится разным, в зависимости от причины недовольства. Малыш издает звуки, слыша знакомые голоса. Может отвечать улыбкой на различные стимулы.
Третий месяц
Ребенок начинает перемещать часть веса своего тела на обе ноги, когда его удерживают в вертикальном положении. Лежа на животе, может поднять голову и плечи на 45-90 градусов, перенося вес туловища на руки. Хватательный рефлекс отсутствует - вместо этого он может держать объекты сознательно, хотя еще не тянется к ним. Определяет источник звука, поворачивая голову в ту сторону, откуда доносится звук. Издает различные звуки - визжит, смеется; произносит звуки, отдаленно напоминающие речь, когда разговаривают другие люди. Узнает лица, голоса и объекты; улыбается знакомым людям. Настораживается в незнакомых ситуациях.
Четвертый месяц
Начинается слюнотечение; ребенок может сидеть при поддержке другого человека; переворачивается со спины на бок. Пытается дотягиваться до предметов, но часто промахивается. Держит предметы обеими руками. Изучает пальцы рук, играет с ними. Проявляется координация глаз и рук. Начинает произносить согласные звуки; смеется и выказывает другие признаки удовольствия, когда его качают или подбрасывают.
Пятый месяц
На пятом месяце жизни у грудного ребенка начинают резаться зубы, и он уже может держать голову, когда сидит и переворачивается с живота на спину. Лежа на спине, может засовывать в рот пальцы ног. Сознательно хватает и удерживает объекты. Играет с пальцами ног. Кладет в рот любые подходящие по размеру объекты. Говорит «агу» или похожие сочетания гласных и согласных звуков. Улыбается отражению в зеркале. Расстраивается, когда у него забирают игрушку. Различает членов семьи и незнакомых людей. Начинает изучать различные части своего тела.
Шестой месяц
Ребенок начинает кусать и жевать. Лежа на животе, может оторвать от поверхности грудь и верхнюю часть живота, перенеся вес тела на руки. Переворачивается со спины на живот. Хватает и контролирует маленькие объекты, держит бутылочку. Меняет положение тела, чтобы видеть интересующий его объект, поворачивает голову из стороны в сторону и смотрит вверх и вниз; отдает предпочтение более сложным визуальным стимулам. Издает звуки, похожие на «ма» и «па». Узнает родителей.
Седьмой месяц
Малыш сидит без поддержки, может наклоняться вперед, опираясь на руки. Полностью переносит вес тела на ноги, когда его удерживают в вертикальном положении. Перекладывает объекты из одной руки в другую, стучит объектами по различным поверхностям. Может фиксировать внимание на маленьких объектах. Отзывается на свое имя. Появляется осознание глубины и размера пространства. Имеются вкусовые предпочтения.
Восьмой месяц
Ребенок может стоять, держать за мебель. Меняет положение тела, чтобы дотянуться до объектов. Берет в предметы в руки, размещая указательный, безымянный пальцы и мизинец напротив большого пальца. Тянется к предметам, которые находятся вне пределов его досягаемости. Сознательно прислушивается к знакомым словам. Начинает произносить сочетания слогов наподобие «мама» и «папа», но не вкладывает в них значение. Понимает слово «нет» (и не всегда ему подчиняется!). Может проявлять недовольство во время смены подгузников и переодевания.