Для любого взрослого очевидно - ребенку необходимо играть, но далеко не все понимают, что многим современным детям не хватает настоящих игр. Специалисты рекомендуют поощрять игры для детей, в которые ребенок начинает играть спонтанно; такие развлечения у каждого возраста разные.
Различие в понимании игры взрослыми и детьми
Различные спортивные «игры» - это не игры детей в настоящем смысле этого слова: там у ребенка минимум свободы для творчества и принятия своих, неординарных решений - для этого в спорте слишком строгие правила. Настоящими детскими играми нельзя назвать и компьютерные игры, которым многие дети сегодня посвящают больше времени, чем другим занятиям - не считая посещения школы и снаСновидения: как понять наши сны. Даже младенцам не хватает игр - вместо них они смотрят телепередачи, которые якобы развивают их мозг, ходят с родителями на развивающие занятия, и делают еще много всего, кроме одного и очень важного - они не проявляют инициативы, не создают свои игры с собственными правилами, такими же гибкими, как сознание ребенка.
Конечно, занятия спортом и разнообразные развивающие курсы полезны для детей - они действительно способствуют интеллектуальному развитию, и могут положительно влиять на успеваемость в школе. Однако не зря говорят, что хорошего должно быть понемногу. Современные методики, направленные на развитие мозга, не должны вытеснять то, что почти также важно для физического и психического здоровья ребенка, как еда, вода и воздух - старую добрую игру. Нужно понимать, что игры для детей - это не только то, что мы обычно под этим понимаем: многочасовая возня с машинками, постройка разнообразных конструкций их кубиков, и так далее. Игровой площадкой ребенка является весь окружающий мир, а игрушками - все вокруг. Например, когда ребенок снова и снова бросает на пол ложку во время еды - он играет, его мозг работает и развивается, он задается вопросами: «Интересно, поднимет ли мама ложку еще раз? И еще? Что, если бросить ложку с другой стороны? Она издаст другой звук?» Такие действия относятся к так называемым стихийным играм - то есть, они возникают спонтанно и не имеют четких правил. Именно благодаря такому виду игры ребенок практически с первого дня жизни познает мир - ставит эксперименты, и наблюдает за реакцией мира на свои действия.
Дети в возрасте до года
Как они играют: сбрасывать на пол доступные предметы, или хватать то, что привлекло внимание, и тянуть к себе - это не похоже на игру в традиционном понимании, но младенцы играют именно так. Любая деятельность, которая взрослому кажется бессмысленной, а нередко вызывает раздражение, является следствием того, что мозг ребенка активно занимается познанием окружающего мира.
Как поддержать ребенка: Игра должны занимать большую часть времени, которое ребенок проводит, бодрствуя; в целом, когда он не спит, ему следует только играть и есть, и иногда мыться и переодеваться. Больше всего маленьким детям нравится играть с родителями. Вам не нужно делать ничего слишком сложного: достаточно поиграть с ребенком в прятки (вариант для самых маленьких - вы прячетесь за какой-нибудь мебелью, потом показываетесь из-за нее ребенку, и снова прячетесь; малыш тем временем начинает понимать, что объект может находиться рядом, даже если его не видно), похлопать с ним в ладошки, предоставить ему возможность изучать пуговицы и узоры на вашей одежде, и так далее.
Покупайте ребенку игрушки, предназначенные специально для его возрастной группы - различные погремушки и висячие игрушки. Они безопасны, а также эффективно стимулируют развитие головного мозга.
Давайте ребенку возможность ползать свободно. Время, когда ребенок начинает ползать, является довольно тревожным для многих родителей - они беспокоятся, что малыш может добраться до опасных предметов, что ему в рот будут попадать микробы, ведь он познает мир, не только прикасаясь к нему и рассматривая его, но и пробуя на вкус. Все это верно, однако лучше побеспокоиться о том, как убрать потенциально опасные предметы с пути ребенка, а также регулярно мыть пол и не разрешать никому ходить дальше коридора в уличной обуви. Если соблюдать эти меры предосторожности, ребенку вряд ли будет грозить серьезная опасность (если, конечно, у него нормальный иммунитет), и он получит возможность играть практически во всем доме еще до того, как научится ходить.
Дети в возрасте от 1 до 3 лет
Как они играют: В этом возрасте дети становятся все более любопытными, а развивающаяся крупная и мелкая моторика помогает им изучать все вокруг - от кухонных приборов до хвоста вашего домашнего любимца.
Большинство маленьких детей любят общество сверстников, но обычно они играют рядом, а не вместе (это называется параллельной игрой), потому что в это время они считают себя центром мира и пока плохо умеют сотрудничать.
Как поддержать ребенка: Покупайте ему игрушки, предоставляющие максимальный простор для воображения - кубики, мячики, куклы, и даже такие простые вещи, как деревянные ложки и коробки из-под обуви гораздо лучше стимулируют творчество, чем игрушки, которые делают что-то одно: например, разговаривающие животные или машины с дистанционным управлением. Простые деревянные лошадки и человечки, с которыми играли дети наших предков, развивают мозг намного лучше, чем игрушки-роботы - играя с первыми, ребенок может «довоображать» все, что угодно, а к интерактивным техническим новинкам уже нечего добавить.
Помните, что играть можно не только в песочнице или в детской. Лепить печенье разных форм, пускать мыльные пузыри, ловить летящие осенние листья - вы можете придумывать игры вместе с ребенком, где бы вы ни находились.
Дети в возрасте от 3 до 5 лет
Как они играют: Развитие речи к этому возрасту делает детей настоящими сказочниками - они проецируют свои фантазии на окружающий мир, и их игры становятся все сложнее. В это же время они начинают играть с другими детьми, и нередко заводят первых друзей.
Как поддержать ребенка: Многие родители спешат научить дошкольников основам чтения и счета, что, в-общем, неплохо, но этому не следует уделять слишком много внимания - сейчас игры намного важнее. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка была возможность играть с ровесниками - отдайте его в детский сад, или познакомьте с детьми соседей и друзей.
Ограничивайте время, которое ребенок проводит за компьютером. Пока нет доказательств того, что компьютерные игры являются полезными для детей, зато точно известно, что злоупотребление ими может привести к ожирению, ухудшению зрения, и ряду других проблем.
Обращайте внимание на то, что нравится вашему ребенку, и предоставляйте соответствующие возможности для игр. К примеру, если ребенок очень любит игрушечных животных, можно провести отпуск в сельской местности и познакомить малыша с настоящими животными. Если ребенок любит различные «строительные» игры, покупайте ему все более сложные конструкторы, и стойте вместе с ним.