Игротерапия - это часть общей картины того, что происходит с человеком. Важная часть, но, тем не менее, лишь составляющая большого процесса, и только так ее можно оценивать. Есть и другие направления, в которых должен работать психотерапевт или его коллеги. Поскольку чаще всего объектами такой терапии являются дети, важно, чтобы в ней были задействованы и взрослые из их ближайшего окружения.
В терапии могут участвовать дети всех возрастов - от 0 до 100+ лет
Техники игротерапии могут быть довольно легко адаптированы к потребностям взрослых людей и их «внутренних детей». Например, многие терапевты замечают, что у взрослых, которые на сеансах регулярно строят что-то из песка или играют в другие игры, свойственные детям младшего возраста, улучшение наступает быстрее, чем при использовании исключительно разговорной терапии. Адаптация должна проводиться в зависимости от возрастных групп, однако в целом игра является отличным средством для получения того импульса креативности и свободы мышления, который необходим для эффективного лечения. Традиционно считается, что терапевтический эффект игротерапии может быть заметен у детей старше трех лет, однако некоторые врачи уже отходят от этого стандарта, предлагая лечение детям более младших возрастов.
Избегать правил
Вся область, касающаяся изучения и лечения психических расстройств, еще очень молода. Общему современному подходу к их лечению едва исполнилось сто лет, а терапии, направленной на лечение детей, еще меньше, поэтому утверждения, что какой-либо метод является хорошим, потому что «проверен многими поколениями специалистов» не оправданы. Лучшие специалисты в области наиболее открыты экспериментам, а игротерапия - это вид лечения, который подразумевает постоянное экспериментирование.
История появления и развития игротерапии
- 1919 год - Гермина Хуг-Хельмут стала первым терапевтом, использовавшим игротерапию для лечения детей. 5 лет спустя она была убита своим восемнадцатилетним племянником, который по некоторым данным, также был ее клиентом. Это вызвало в медицинском сообществе бурное обсуждение по воду необходимости очень ответственного подхода к экспериментам в области психотерапевтической работы с детьми.
- 1932 год - Мелани Кляйн интегрировала игры в свои сеансы, чтобы сделать их более привлекательными для детей и помочь им чувствовать себя комфортнее. Чуть позже была разработана структурная игротерапия - в этом подходе игра уже напрямую использовалась как замена словам. На формирование этого метода повлияло психоаналитическое учение и, по крайней мере, частично, убеждение в катарсическом значении игры.
- 1936 год - Отто Ранк описал важность так называемой «травмы рождения» в развитии человека. Многие психотерапевты использовали эту теорию, разрабатывая свои подходы в области игротерапии. Понятие о травме рождение привело их к убеждению в необходимости создать для ребенка чувство безопасности во время игротерапии. В этом подходе особенное внимание уделялось взаимоотношениям пациента и терапевта, а значение прошлых событий несколько приуменьшалось. Влияние психоанализаПсихоанализ: от оно к суперэго на этом этапе было по-прежнему очень сильно.
- 1938 год - появилась так называемая игровая терапия отыгрывания, предназначенная для работы с детьми, перенесшими особые травмы. В ходе такой терапии врач при помощи игры пытался вызвать у ребенка те же переживания, которые были у него в момент травмы, а также те, которые ему тогда по какой-то причине пришлось сдерживать. В этом же году была разработана активная игротерапия, которую применяли в работе с очень импульсивными детьми. Считалось, что если дать ребенку возможность выразить через игру страх, гнев и другие очень сильные эмоцииЭмоции и культура: как расшифровать эмоциональный код, то постепенно наступит улучшение и поведение ребенка станет более социально приемлемым.
В последующие годы игротерапия становилась все более направленной, то есть появлялись конкретные методы для разрешения определенных проблем. В игротерапии начали использовать рисование, музыку, различные техники релаксацииРелаксация и стресс - спокойствие, только спокойствие!.
Сегодня одной из важнейших составляющих игротерапии является установление границ допустимого. Ребенок, которого совершенно не ограничивают, испытывает чувство незащищенности и не может в полной мере доверять взрослым. Это не означает, что нужно устанавливать жесткие рамки, которые мешают развитию. Ограничений должно быть как можно меньше, но настолько много, насколько это необходимо.