Задержка речевого развития - когда нужно бить тревогу

23 Ноября 2013

Задержка речевого развития Обычно родители начинают беспокоиться о возможной задержке речевого развития своих детей, когда сравнивают их с другими детьми. Например, если ваш сын к двум годам научился произносить лишь несколько слов, а сын сестры в этом возрасте уже очень много и довольно внятно разговаривает, это может стать поводом для беспокойства. При этом многие мамы и папы все же надеются, что все образуется само собой, и ребенок перерастет свои проблемы. Как правило, родители обращаются к специалистам лишь в том случае, если замечают какие-либо другие признаки замедленного развития. Чтобы вовремя оказать помощь ребенку, у которого действительно произошла задержка речевого развития, полезно знать, как речь развивается в норме.

alt

Нормальное речевое развитие

  • До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми они имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол, и так далее). Многие дети в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа», и так далее.
  • 12-15 месяцев. В этом возрасте дети начинают подражать звукам речи взрослых людей, и обычно произносят свои первые слова, как правило, состоящие не более, чем из двух слогов. Они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например: «Дай мне игрушку»).
  • 18-24 месяца. Большинство малышей этого возраста могут произносить 20-30 слов. К двум годам дети начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок обычно распознает привычные для него объекты (в том числе, на картинках), и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и так далее.
  • 2-3 года. Словарь ребенка значительно превышает сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например, большое и маленькое, светлое и темное, и так далее.

alt

Признаки задержки речевого развития

Следующие признаки могут указывать на задержку речевого развития ребенка:

  • Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков;
  • К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты - не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее;
  • К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки;
  • Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы;
  • Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе;
  • Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей (например, он может попросить есть, но не в состоянии объяснить, что ему нравится какая-то игрушка);
  • У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом);
  • Родители с трудом понимают, что говорит ребенок. В норме взрослые люди, которые регулярно ухаживают за ребенком, должны понимать половину слов, которые он произносит в два года, и приблизительно три четверти слов - когда ему исполняется три года. К тому времени, когда ребенку исполнится четыре года, его речь должна быть достаточно понятной для всех, даже для людей, которые никогда раньше с ним не общались.

alt

Причины задержки речевого развития

У ребенка, который в целом развивается нормально, задержка речевого развития может быть вызвана проблемами со структурой языка или нёба. Например, короткая уздечка языка может ограничивать его подвижность, и из-за этого ребенок недостаточно четко выговаривает слова.

Иногда у детей нарушены связи в участках головного мозга, которые отвечают за речь. В таком случае ребенку трудно координировать движения губ, языка и челюсти, чтобы нормально произносить звуки. Задержка речевого развития может быть не единственным результатом подобных нарушений; иногда у таких детей возникают проблемы с приемом пищи.

В некоторых случаях задержка речевого развития является частью общих проблем с развитием ребенка, результатом которых иногда становится отставание в умственном развитии.

Проблемы со слухом часто бывают связаны с задержкой речевого развития, поэтому в ходе диагностики детям обязательно проверяют слух. Слабый слух может стать причиной проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи.

Ушные инфекции, особенно - хронические, могут серьезно повредить слух ребенка. В большинстве случаев инфекции удается быстро вылечить, и они не оказывают влияния на речевое развитие. Так или иначе, если хотя бы одно ухо у ребенка слышит хорошо, его речь будет развиваться нормально.

alt

Помощь при задержке речевого развития

При подозрении на какие-либо проблемы с речевым развитием ребенка следует как можно скорее обращаться к врачу. Если окажется, что ребенок развивается нормально, вы избавитесь от страхов, а если нет - ему будет оказана своевременная помощь. Специалисты говорят, что в любом случае лучше проявить необоснованную обеспокоенность, чем обратиться за медицинской помощью слишком поздно.

Если по результатам обследования врач решит, что ребенку нужно терапия, для успешного лечения потребуется активное участие родителей. Обычно им рекомендуется присутствовать на сеансах или учиться принимать участие в процессе. Врач покажет родителям, как работать с ребенком в домашних условиях, чтобы помогать ему постепенно развивать речь. Как именно будет проходить терапия, зависит от особенностей конкретного случая.

Родителям следует придерживаться следующих рекомендаций, чтобы стимулировать речевое развитие детей:

  • Как можно больше общайтесь с ребенком, даже если он появился на свет всего несколько недель назад, и, по-видимому, совершенно вас не понимает. Разговаривайте с ним, пойте ему, одобрительно реагируйте на его попытки имитировать звуки и жесты.
  • Читайте ребенку, начиная, как минимум, с шести месяцев (можно и раньше). Четко выговаривайте слова и показывайте ребенку картинку. Если он прерывает чтение какими-либо звуками, сделайте паузу и выслушайте его, как если бы он отчетливо высказывал свое мнение о прочитанном.
  • Поощряйте успехи. Если ребенок правильно произнес слово, которое долго ему давалось, или начал говорить предложениями из трех слов вместо двух, хвалите его. Дети очень рано начинают различать интонации голоса, и отлично понимают, когда их действия вызывают одобрение, а когда - нет.

Метки статьи:
 
я считаю что для каждого ребенка свой подход. одному достаточно общения. а с другим надо усиленно заниматься.
Моему мальчику 4 года 8 мес,говорит кубики и лепетные слова ту-ту,би-би,мама,папа,мапа не умеет кататься на велоси***,соображает, что нужно поставить стул,чтоб что-то достать сверху,просит пить,просит ням ням, когда голоден.В коррекционные садики ходит с полутора лет,в полтора месяца получил инсульт,диагноз симтоматически фокальное со вторичной геннерализацией эпилепсия.Динамика,еле заметная,помогите пожалуйста.
Нам 2,5 года,родилась недоношенной,7-месячной,путём кесарева сечения.Ничем не болели.В больничке для недоношенных кололи актовегин.Говорит почти только лепетные слова,умственное развитие в норме,а вот речевое...Вроде и в пальчиковые игры играем,и книжки читаем,и буквы учим(но не все звуки произносим).С чем связана задержка речи?И что с этим делать-подождать ещё или начать бегать по врачам?
Моей дочке 2,8 невролог поставил задержку речи. Она говорит несколько слов, совсем не говорит короткие предложения, повторять слова тоже не хочет, все понимает, выполняет простые команды.подскажите когда нужно идти к логопеду?
в любом случае сидеть и ждать пока ребенок сам заговорит конечно можно и заниматься нужно,только если вы уверены что ребенок полностью здоров. а то что невропатологи пичкают всякой гадостью детей.Это еще смотря какой невропатолог,тут дело может касаться мозговых нарушений,и если вовремя не лечить ребенка можно пропустить время и потом будет уже поздно ждать что он сам заговорит. Это психика,это само не проходит(если вдруг что то не так) Если есть проблемы,и беременность протекала сложно и вы сами чувствуете что что-то не так-сходите на обследование!!!!А потом уже сидите ждите и занимайтесь с логопедом. Любое лечение должно быть в комплексе!!!каждый ребенок индивидуален-и говорить что пичкают это глупо-идите к специалисту.
Здравствуйте. Моему сыну почти 4 года. До трёх лет он говорил только три слова: мама, папа и няма (нянина мама). С года нам ставили диагноз ЗРР. В 3,4 года мы пошли в садик и проставили "Кортексин". Словарный запас пополнился. Мы очень рады. Но всё таки он отстаёт от своих ровестников в речи, хотя и легко справляется с умственными заданиями. Мы радуемся каждому новому слову и хвалим его, что он у нас самый замечательный. Держитесь мамочки. Всё в наших руках. Кроме нас самих нашим детям ни кто не поможет. Дерзайте. Здоровья вам и вашим малышам.
Здравствуйте!Пожалуйста помогите мне разобраться в ситуации. Сынишке (любимому, обожаемому, долгожданному)уже 2 года 10 месяцев. Беременность была с токсикозом, маленькой угрозой выкидыша и моими нервными переживаниями (с 20 недели). Родился ребенок очень беспокойный, много плакал. Обращались к разным невропатологам. Лечились чуть ли не с рождения назначенными лекарствами -глицин, пантогам. Сейчас пьем фенибут и церепро.Ребенок не идет на контакт с посторонними, "присматривается". В быту все понимает (принеси, пойдем, дай руку и т.д.), но мало и плохо говорит, не выговаривает буквы "ч", "ш", "з", "р". Когда читаем повторяет только последнее слово четверостишья и главное, что меня беспокоит - он произносит только один слог в "сложных" словах. Например, машина -ны, курочка-ку (или ко-ко), где-де, арбуз -бус. Теперь учим слова МЕДЛЕННО и делим на СЛОГИ. Логопед поставила ЗРР и напрвила в спец.садик.Подскажите, это действительно ЗРР, как мне лучше заниматься с ребенком дома. А может стоит перепроверить диагноз, тогда к какому врачу обратиться. Заранее спасибо.
Моему сыну 3,5 говорит отдельные слова,называет фрукты,овощи,знает алфавит и считает до 10 очень любит математику,но разговаривать не хочет,все время читаем,любит слушать,называет слова из стихов которые в рифму,но все это говорит не четко,как то даже тихо и вяло,недоговаривает окончания,путает слоги(абрикос-бибикос,молоко-миако и т.д.)придложениями не говорит.На горшок писать стали как месяца 2,до сих пор какаемся.Беременность протекала сложно,сделали кесарево на37нед,ребенок по словам врачей родился не зрелый,лечились сразу в роддоме актовигином,в 6мес.попали на консультацию к невропатологу лечились энцефаболом, кортексином,элькаром.сейчас в нашем городе нет невропатолога,а ехать платно нет средств,это же не одна консультация,это надо сделать полное обследование,все дорого.очень переживаю за то как нам идти в садик если мы до сих пор какаемся ведь могут и не взять,а надо на работу выходить.по поводу речи спрашивала в поликлиннике сказали логопед платный занимается детьми после 5лет,но ведь это поздно,через год школа а детё не говорит,вот муж говорит что вот мол сын отстал от сверстников,а у меня сердце кровью обливается.Что делать???!!!
Цитирую Юлия:
Моему мальчику 3 года, он понимает все, говорит, может говорить маленькие предложения как "пошли гулять, дай конфетку и т.д" может и побольше предложения говорить но каверкает очень слова. В садике нам четко и ясно дали понять что у нас задержка речевого развития. Логопед говорит, что с ребенком в такой возрасте рано заниматься, что он еще только развиваеться, но воспитатели говорят наоборот, что ребенок отстает. Что делать? Кого слушать? Подскажите может у кого была такая же проблема! Еще ребенок очень эмоционален и гиперактивен.
Цитирую Юлия:
Моему мальчику 3 года, он понимает все, говорит, может говорить маленькие предложения как "пошли гулять, дай конфетку и т.д" может и побольше предложения говорить но каверкает очень слова. В садике нам четко и ясно дали понять что у нас задержка речевого развития. Логопед говорит, что с ребенком в такой возрасте рано заниматься, что он еще только развиваеться, но воспитатели говорят наоборот, что ребенок отстает. Что делать? Кого слушать? Подскажите может у кого была такая же проблема! Еще ребенок очень эмоционален и гиперактивен.
вести в логопедический сад и немедленно!!! у нас тоже задержка была, полгода ходим в такой сад и прогресс большой!!!
Здравствуйте!У меня такая же проблема с дочкой ей 3,3 года ,говорит только легкие слова в основном гласные ну и мама,папа,баба,дед в других словах эти буквы не хочет говорить и повторять не хочет за нами,были у врачей сказали:"Ребенок розвинут хорошо,никаких проблем нет-простоона не хочет говорить потому что ее и так понимают".Виписали Кортоксин и Энцефабол. А она все равно лепечет по своему.Она супер-гиперактивная(ползала с 6 мес.ходить сама начала в 8,5 мес,и сейчас не останавлевается почти никогда).Посоветуйте пожалуйста что делать???
здравствуйте, Оля,хочу защитить своего лечащего нервопатолога,благодоря ей мой сын сейчас говорит,а нашему педиатору самое главное чтобы были сделаны прививки в срок. сейчас очень много развивающей и логопедической литературы для наших деток, но консультация хорошего спеца просто необходима.дорогая оля не надо сравнивать детей 1,5лет и 3лет,если ребёнок к 2,5годам не заговорил то не надо тешить себя надеждой что это просто завышены требования к темпам развития ребёнка.я рада,что вас это просто не каснулось. наша врач отругала нас на первом приёме,тут же успокоила и через 1,5года моего сына просто не узнать,ему сейчас 5лет теперь унас школа раннего развития и логопед, и пускай он не всегда правильно сформулирует предложение, но логика,зрительная память математика всё на нужном уровне и за это спасибо именно детскому нервапотологу смоленской обл.больницы Елене Николаевне. один совет, дорогие мамочки, не ждите, действуйте,бросайте свои дела хватайте своих детей и ищите хороших специалистов, кроме нас, наши дети никому не нужны.
Дорогие мамочки. не стоит впадать в панику. у наших друзей девочка начала говорить очень рано - в 1,3 уже рассказывала стихи и говорила предложениями, а мой старший сын заговорил полностью в год и 10 мес. в два говорил четче чем многие 5-6 летние. но я все равно волновалась что это поздно. а младшему уже 3,3 а он до сих пор говорит на "китайском" - все понимаю только я и старший сын, всем остальным надо переводить, даже папе. но потихоньку словарный запас расширяется, а я перестала волноваться. дело в том, что крестная одного из мальчишек детский психолог и именно она меня успокоила. когда я начала впадать в панику, что ребенок не говорит и надо идти по врачам лечиться она объяснила, что сейчас очень завысили требования к темпам развития детей и они не имеют ничего общего с нормой. а невропатологи вообще пытались пичкать моего старшего всякой гадостью с трех месяцев под предлогом того, что у него было двойное тугое обвитие пуповиной и гипоксия. я не давала ничего, а люди которые работают с детьми удивлялись, что ребенок не по годам развит уже в 2,5. конечно к логопеду ходить стоит, чтобы помочь ребенку освоить речевые навыки, но не стоит впадать в панику и пичкать его всякой гадостью, ведь одно лечишь, а другое калечишь. кстати во всех поликлиниках, где мы обслуживались, педиатры не советовали ходить к невропатологам, а если и ходить, то не воспринимать их всерьез, поскольку они даже про здорового ребенка говорят мамам такие ужасы и такое выписывают, что они потом в слезах бегут к педиатру с вопросом - что нам делать? а педиатры вынуждены объяснять что дети здоровы и ничего пить не надо. есть специальная литература по развитию речи, с картинками, упражнениями и заданиями, купите и занимайтесь с детками, и любите их. всем здоровья
Здравствуйте! Моему племяннику 2 года и 1 месяц. Гуление и лепет ребенка проходило нормально и укладывалось в возратсные рамки. На сегодняшний день больше молчит, говорит 1-2 слова редко, редко повторяет. Смысл обращения понимает, инструкцию выполняет. Физическое развитие соответсвует возрастной норме. У меня такой вопрос: Почему ребенок молчит?
Зайнаб, у меня тоже мальчики-двойняшки - почти ваши ровестники (родились к октябре 2006). Они пошли в сад в 2,10 - говорили только отдельные слова... садик никакого толчка в развитии речи не дал, т.к. они со сверстниками не очень-то и общаются все больше друг с дружкой... Спустя год, после летнего отдыха от садика - воспитатели стали отмечать что дети говорят лучше, т.е. в 3,8 предложения по 3-4 слова, но не перессказывают маленьие рассказики, стихи не учат, не могут составить рассказ по картинке... В саду нам предложили пройти мед.комиссию - чтобы попасть с сентября след. года в группу к логопеду. Перечень врачей огромный, но самое важное - лор (отклонений со слухом нет), окулист (зрение), невролог (понапрописывала лекартсв Пантогам, кортексин), психиатр (там была куча тестов, дети умеют и знают многое считают, цвета называют, называют и обобщают предметы, но провалили все задания на логику - вердикт психиатра - вашим детям нужна помощь дефектолога (т.е. ЗПР).... Я к чему все это рассказываю... понимаю что в деревне узких специалистов нет, но вашим детям ТОЧНО нужна помошь! Обратитесь к вашему педиатру, пусть даст направление в первую очередь к неврологу! БЕГИТЕ к нему со всех ног... уверена что вам необходима его помощь!
Инна, моему сыну 1,6. Сегодня у невролога поставили диагноз ЗРП. Мы мама, папа, баба говорили лишь несколько раз, все время мычим. Тоже поползли к 10 мес., ходить начали самостоятельно только в год и неделю. Тоже навыписывали кучу ноотропов. Вот хочу еще в краевую больнуцу свозить, чтобы диагноз уточнили :(((
Здравствуйте уважаемые родители!!! Моему сыну 1,4...были недавно у невролога,так она у меня спрашивает: а какие слова он у вас говорит? Я отвечаю: ну там мама,папа,героя его любимого мультика Лунтик,но у него получается Это не очень четко,а ЛУТА.Она мне прописала Когитум.Типа у вшего ребенко задержка в развитии.Я очень беспокоюсь,но и утешаю себя тем,что мы ползать начили с 10мес.и ходить начили 1,3,может и разговаривать чуток по позже будем.
Юля,у меня точно такая же ситуация с сыном, нам в январе будет 3 года, в садик мы не ходим, медотвод.Мы с сыном были у невролога, у логопеда, логопед очень категорична-мы больны, невролог утверждает, что за счет того что ребенок гиперактивен,будет разговаривать , но позже, хотя кортексин нам выписали и мы его прокололи, сейчас принимаем энцефабол, Вы знаете Юля скорее всего каждому свое, значит наши дети будут разговаривать чуть позже, ничего страшного надеюсь в этом нет, а лекарства мы принимали, для того чтобы улучшить работу головного мозга и направить его работу в нужное русло, Согласитесь дети абсолютно здоровы, У моей сестры сын не разговаривал до 3 лет, после 2 месяцев посещения детсада речь стала абсалютно нормальной и словарный запас будь здоров! Я надеюсь все у нас будет с Вами хорошо!
Моему мальчику 3 года, он понимает все, говорит, может говорить маленькие предложения как "пошли гулять, дай конфетку и т.д" может и побольше предложения говорить но каверкает очень слова. В садике нам четко и ясно дали понять что у нас задержка речевого развития. Логопед говорит, что с ребенком в такой возрасте рано заниматься, что он еще только развиваеться, но воспитатели говорят наоборот, что ребенок отстает. Что делать? Кого слушать? Подскажите может у кого была такая же проблема! Еще ребенок очень эмоционален и гиперактивен.
моему ребенку мальчику четыре скоро, он говорит несколько слов, все понимает, ходил в сад год, обследовали специалистами, эгг, щитовидку, здоров, назначили кортаксин, но я воздержусь от лекарственной терапии, боюсь аллергии, судорог от лекарства, сейчас детей таких много, скоро такая задержка будет нормой.
Здравствуйте,моим мальчикам-двойняшкам 3,8 но они до сих пор не разговаривают . Я живу в селении и у нас ни логопедов ни психологов нет .Что нужно мне делать чтоб помочь им в домашних условиях?
Настя, сходите к психотерапевту, так как вам посоветовали. в этом нет ничего пугающего, ребенка просто полностью надо проверить! не знание главный враг вам и вашему ребенку! Надо обязательно заниматься с логопедом и психологом. и чем скорее, тем лучше. Советую как начинающий логопед-психолог.
Здравствуйте, мне очень понравилась ваша статья, но для решения моей ситуации я теряюсь и не знаю что делать, мой сын Саша, ему 3,6 года, у него задержка речевого развития, сходили к психологу, вроде бы сказала, что все в порядке, а потом посоветовала сделать ребенку аудиограмму и сводить к психотерапевту, меня почему-то пугает мысль посещения психотерапевта, мы с мужем тешим себя мыслями, что он здоров, все нормально, заговорит, а сейчас...я боюсь, посоветуйте мне пожалуйста, неужели ситуация настолько критичная?
Здравствуйте ... я считаю что не обязательно чтоб с ребенком много и постоянно общались, нет это не совсем так ,я на сворем опыте это поняла мы с мужем растили ребенка вместе но он всегда с утра до ночи был на работе а я одна с дочкой и гулять и играть и спать и никаких бабушек и дедушек у них свои дела и как то я справлялась и книжки читала ей с 5 месяце а сейчас ей уже 5лет и на ночь мы продолжаем читать а вот есть одна девочка такого же возраста постоянно с родственниками но вот она сейчас ходит к логопеду потому что плохо говорит а общения у нее с рождения было предостаточно....
Календарь выпусков
загрузка...
загрузка...
Следуй за белым кроликом
wrabbit