Аутизм у детей: тревожные симптомы - Расстройства

15 Ноября 2013

расстройства спектра аутизма

Расстройства спектра аутизма

Аутизм (или расстройство аутистического спектра) охватывает широкий спектр расстройств. Это означает, что у людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не встречаются в одной и той же комбинации. Симптомы различаются также по силе проявления: они могут быть слабыми, а могут быть ярко выраженными. Какие же проявления заболевания чаще всего встречаются у людей с расстройством аутистического спектра?

alt

Навыки общения

Люди, страдающие от аутизма, взаимодействуют с окружающими несколько иначе, чем все остальные. Если болезнь проявляется достаточно слабо, то человек может оказаться социально неуклюжим и грубоватым, а его слова могут иногда звучать оскорбительно или могут быть сказаны не в тему. Если симптому заболевания проявляются более интенсивно, то может казаться, что человек вообще не интересуется окружающими людьми.

Родственники, друзья и люди, вступающие в контакт с больными расстройством аутистического спектра, говорят о том, что больные практически не поддерживают зрительный контакт. Но сейчас, когда врачи, учителя и другие специалисты научились распознавать признаки аутизма в более раннем возрасте, есть возможность во многих случаях развить способность пациентов к поддержанию зрительного контакта. Часто в тех случаях, когда болезнь проявляет себя достаточно слабо, больному можно объяснить, что для многих людей зрительный контакт – это важный элемент общения, и что нужно во время разговора смотреть людям в глаза.

 

Часто больные аутизмом, не замечают тех сигналов, которые мы обычно подаем друг другу, когда хотим привлечь чье-то внимание.

 

Такие люди могут просто не понимать, что с ними пытаются начать разговор. Кроме того, они могут быть чрезвычайно заинтересованы в общении с определенным человеком или группой людей, но не обладать необходимыми навыками, позволяющими им активно участвовать в разговоре. Говоря проще, они не могут направлять разговор и легко выражать свои мысли.

alt

Эмпатия – сопереживание и умение психологически поставить себя в положение другого человека

Людям, больным аутизмом, гораздо сложнее понять чувства другого человека. Их способность к сопереживанию гораздо меньше, чем у окружающих. Но если часто напоминать им о необходимости думать о чувствах других людей, то эта способность может развиться, и иногда результаты бывают впечатляющими. Частая практика приводит к развитию умения сопереживать, и часто не к сознательному, а к естественному проявлению эмпатии.

Разговор с человеком, страдающим от аутизма, может напоминать игру в одни ворота. Иногда возникает впечатление, что человек говорит не с собеседником, а как бы «поверх» него. Если ему нравится тема разговора, он может долго обсуждать ее. Но ему трудно вести обычный разговор, в ходе которого собеседники обмениваются идеями, мыслями и чувствами.

Подавляющее большинство людей на этой планете предпочитают говорить о себе , а не о других. Это в природе человека. Люди с аутизмом не являются исключением из правила.

alt

Физический контакт

Многие дети-аутисты, в отличие от здоровых детей, не любят, когда к ним прикасаются или сжимают в объятиях. Конечно же, это не распространяется на всех детей с аутизмом. Многие из них готовы обнять родственника, например, маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, или учителя и делают это с удовольствием. Привычку к прикосновениям у ребенка можно развить. Например, если один ребенок начинает щекотать пятку другого ребенка, это обычно вызывает хихиканье, возбуждение и веселье. Но если бы тот же ребенок неожиданно пощекотал пятку ребенка, больного аутизмом, результат мог бы быть противоположным.

alt

Громкие звуки, некоторые запахи и свет

Иногда громкие звуки оказывают на людей с аутизмом отталкивающее или шокирующее воздействие. То же самое может касаться разных запахов, внезапного изменения интенсивности освещения и температуры воздуха. Многие уверены, что дело не в самих звуках, запахах или яркости света, а скорее в удивлении и неожиданности, как и в случае с внезапным физическим контактом. Если больной аутизмом знает о том, что что-то должно случиться, он значительно лучше справится с ситуацией. Знание и напоминание о грядущих изменениях и событиях помогает ему адаптироваться.

alt

Речь

Чем сильнее проявляется заболевание, тем хуже у больного развиты разговорные навыки. Многие дети с расстройством аутистического спектра не говорят вообще. Они часто повторяют услышанные ими слова или фразы. Это явление называют «эхофразия».

По сравнению с речью здоровых людей, речь больных аутизмом может казаться церемонной и неуклюжей. Подростки с синдромом Аспергера иногда выражаются как юные профессоры. Часто в разговоре они проявляют себя как скучные и неостроумные собеседники.

alt

Патологически цикличные действия

Люди, страдающие от аутизма, любят, чтобы все было предсказуемо. Установленный распорядок – их лучший друг. Выполнение одних и тех же действий снова и снова составляет значительную часть их жизни. В глазах других такое поведение может казаться странной склонностью к непонятным ритуалам. Патологически цикличные действия могут представлять собой простое передвижение из одного конца комнаты в другой прыжками в течение одной-пяти-десяти минут или дольше. Или же больной может рисовать одну и ту картинку снова и снова, страница за страницей.

 

Люди с аутизмом гораздо беспокойнее принимают изменения в процедуре.

 

Здоровый ребенок будет рад сначала принять ванну, и только после этого почистить зубы и надеть пижаму перед сном, хотя обычно он сначала чистит зубы, а уже потто делает все остальное. Ребенка-аутиста такое изменение процедуры, сначала ванна, а потом чистка зубов, может совершенно выбить из равновесия и очень расстроить. Некоторые убеждены в том, что больных аутизмом нужно обучать тому, как справляться с любыми нововведениями, но если вынуждать их принимать изменения так же, как окружающие, это может противоположным образом повлиять на качество их жизни.

alt

Развитие детей-аутистов происходит иначе

Здоровый ребенок может приобретать знания и навыки одновременно во многих областях и с одинаковой скоростью, но у детей, больных аутизмом другая ситуация. Их когнитивные навыки могут развиваться с большой скоростью, в то же время навыки общения и языковые навыки и умения значительно отстают. Или, например, их языковые навыки могут совершенствоваться очень быстро, а двигательные навыки – очень и очень медленно. Например, ребенок не может ловить мяч, как все остальные дети, но обладает значительным словарным запасом. Но навыки общения у больных аутизмом всегда развиваются медленнее, чем у всех остальных.

alt

Невозможно прогнозировать скорость приобретения знаний

Никто не может сказать, как быстро ребенок-аутист будет овладевать знаниями. Некоторым вещам они обучаются гораздо быстрее остальных детей. Например, они быстрее учатся читать длинные слова, но очень быстро эти слова забывают. Они могут научиться делать что-либо сложным способом, и только потом изучить самый простой способ выполнения действия.

alt

Особые интересы

Интерес к определенному виду деятельности может помочь человеку, страдающему от аутизма, стать частью общества. И если есть что-то, что у него хорошо получается, этот талант надо поощрять и развивать.

У многих людей, страдающих от аутизма, есть серьезные увлечения, которые иногда возникают еще в раннем детстве. Эти увлечения могут сменять друг друга или сохраняться в течение всей жизни. Это может быть интерес к искусству, музыке, поездам или компьютерам. Некоторые люди с аутизмом могут работать в интересующей их сфере или обучаться любимому делу. Для других их интересы остаются просто увлечениями.

Иногда эти интересы бывают достаточно необычными. Например, один из больных аутизмом собирал разнообразный мусор. С помощью усилий других людей это увлечение переросло в интерес к переработке отходов и охране окружающей среды.

alt

Необучаемость

Люди, страдающие от аутизма, имеют затруднения при обучении, что может повлиять на все аспекты из жизни, от обучения в школе до способности самостоятельно мыться и готовить пищу. Трудности при обучении могут проявляться с разной интенсивностью, поэтому некоторые люди с аутизмом могут быть относительно независимыми от окружающих (хотя им может требоваться некоторая помощь, чтобы стать в достаточной мере независимыми), а другим требуется постоянное наблюдение специалистов. Однако, при наличии необходимой поддержки могут обучаться и развиваться.

Читать дальше Ранний

 
Метки статьи:
 
Календарь выпусков
 
Следуй за белым кроликом
wrabbit