Проявление детского аутизма
Аутизм - это одно и расстройств аутистического спектра, вязанное с нарушением развития головного мозга, симптомы которого проявляются в раннем детстве - обычно до трех лет. Хотя симптомы и их интенсивность могут быть разными, аутизм всегда нарушает способность ребенка общаться с другими людьми.
Число детей с диагнозом «аутизм» в последнее время возрастает. Неясно, связано ли это с улучшившимися методами диагностики, действительным увеличением числа больных или с обоими факторами. Хотя вылечить аутизм невозможно, как можно более раннее начало терапии может оказать существенное положительное влияние на дальнейшую жизнь ребенка.
У детей, больных аутизмом, обычно наблюдаются проблемы в трех важнейших областях развития: социальное взаимодействие, речь и поведение. Однако поскольку симптомы аутизма существенно варьируются, два ребенка с одинаковым диагнозом могут вести себя по-разному и обладать очень разными навыками. В то же время признаком тяжелых форм аутизма в подавляющем большинстве случаев является полная неспособность общаться и как-либо взаимодействовать с другими людьми. У некоторых детей симптомы аутизма появляются уже в младенчестве. Некоторые нормально развиваются в течение первых месяцев или лет жизни, а затем внезапно становятся замкнутыми, агрессивными и/или теряют речевые навыки, которые они уже успели приобрести. Самые общие симптомы аутизма:
Социальные навыки
- Отсутствие у ребенка реакции на собственное имя
- Слабый зрительный контакт
- Время от времени ребенок будто совсем не слышит, что ему говорят
- Избегает физического контакта
- Отсутствие явных признаков того, что он знает о чувствах других людей
- Предпочитает проводить время в одиночестве
Речь
- Начинает говорить после двух лет; развитие отстает в среднем на 30 месяцев
- Теряет ранее обретенное умение произносить слова и предложение
- Не поддерживает зрительный контакт во время разговора, в том числе, когда сам задает вопросы
- Аномальный тон и ритм речи - например, ребенок может без связи с темой разговора говорить нараспев или «голосом робота»
- Неспособность начать разговор и поддерживать его
- Может точно воспроизводить слова и фразы, но не понимает, как их использовать
Поведение
- Выполняет повторяющиеся движения: например, раскачивается, кружится на месте, стучит руками по поверхностям, и так далее
- Ритуальное поведение
- Раздражение при малейших изменениях в порядке, которого он сам решил придерживаться
- Постоянное движение
Может надолго приковывать внимание к частям объектов - например, к крутящемуся колесу игрушечной машины; при этом он словно интересуется им в отдельности от игрушки, как самостоятельным объектом
Ребенок может быть необычно чувствительным к свету, звукам и прикосновениям; при этом он может быть нечувствительным к боли и/или не обращать на нее внимания.
Маленькие дети, страдающие аутизмом, не могут делиться своими впечатлениями с другими. К примеру, когда им читают, они не показывают пальцем на картинки в книге и не смотрят на человека, который им читает. Это оказывает большое влияние на дальнейшее развитие социальных и речевых навыков. С возрастом некоторые из таких детей учатся обращать на других людей больше внимания и при относительно мягких формах заболевания могут постепенно начать вести нормальную или почти нормальную жизнь. У других, однако, трудности с развитием речи и социальных навыков остаются на всю жизнь; проблемы могут обостряться во время переходного периода.
У большинства детей с аутизмом обучаемость хуже, чем у здоровых детей; у некоторых интеллектуальные способности ниже средних. Однако у части аутичных детей интеллектуальный уровень нормальный или даже высокий; они быстро обучаются, но испытывают трудности с применением своих знаний на практике. У небольшого числа больных аутизмом наблюдаются исключительные способности в некоторых сферах, например, в живописи, математике или музыке.
Рекомендуется обращаться к врачу, если:
- У ребенка к 12 месяцам не возникает лепет
- К 12 месяцам не развивается жестикуляция - например, ребенок не указывает на предметы, не машет рукой и так далее
- Не произносит отдельных слов к 16 месяцам
- Не произносит фраз, состоящих из двух слов и более - к 24 месяцам
- Ребенок теряет ранее приобретенные социальные и/или речевые навыки - в любом возрасте.