Ранняя диагностика аутизма
Чем раньше будут обнаружены симптомы аутизма, тем эффективнее будет его лечение, На этом основании Национальный институт детского здравоохранения и развития человека рекомендует родителям обращаться к врачу для проверки здоровья их детей в тех случаях, когда они не отвечают следующим показателям развития:
- В возрасте 6 месяцев ребенок не улыбается и никак не выражает радости и удовольствия.
- В возрасте 9 месяцев не реагирует в ответ на улыбки, звуки и мимику аналогичным образом.
- В возрасте 12 месяцев не отзывается на свое имя.
- В возрасте 12 месяцев еще не начал лопотать и ворковать.
- В возрасте 12 месяцев не жестикулирует, не смотрит по сторонам и не машет руками.
- К 16 месяцам ребенок не сказал ни слова.
- К 2 годам не произносит фраз из двух слов.
- Теряет речевые навыки и навыки общения в любом возрасте.
Если у ребенка обнаружено хотя бы одно их перечисленных отклонений, родители не в коем случае не должны придерживаться выжидательной позиции. Такого рода нарушения могут говорить если не об аутизме, то о проблемах со здоровьем. Ранний диагноз и своевременное лечение чрезвычайно важны для достижения отдаленных результатов при лечении нарушений в развитии любого рода, включая аутизм.
Первые признаки аутизма у маленьких детей выглядят как отсутствие нормальных поведенческих реакций, а не как наличии нестандартных форм поведения ,именно поэтому их так сложно обнаружить. Иногда симптомы аутизма интерпретируются неправильно, как признаки «послушного ребенка», так как малыш кажется спокойным, самостоятельным и нетребовательным. Но если знать, что искать, то можно выявить самые первые настораживающие признаки.
Некоторые малыши-аутисты не откликаются на объятия, не просят взять их на руки и не смотрят на свою мать во время кормления.
Первые признаки аутизма у малышей и детей ясельного возраста:
- Не смотрит в глаза (например, во время кормления).
- Не улыбается в ответ на улыбки окружающих.
- Не откликается на свое имя или на звук знакомого голоса.
- Не провожает объекты глазами.
- Не показывают пальцем, не машут на прощание рукой и не использует для общения других жестов.
- Не следует глазами за жестами окружающих.
- Не говорит и не кричит, чтобы привлечь внимание окружающих.
- Не пытается обнять или ответить на объятие.
- Не повторяет движения и мимику окружающих.
- Не просится на руки.
- Не играет с другими людьми, не разделяет интересы и радость окружающих.
- Не просит ни о чем, о чем обычно просят дети. Не просит помочь ему.
Если абсолютно здоровый ребенок или подросток в течение одного-двух дней ведет себя странно или необычно, это может означать, что он приболел, не очень хорошо себя чувствует, устал или находится в состоянии стрессаКак победить стресс? Создать для себя оазис. Но если у ребенка всегда присутствовали некоторые из перечисленных симптомов, или эти симптомы не проходят в течение длительного периода времени, необходимо обратиться к врачу-педиатру или другому специалисту. Как правило, аутизм диагностируют в возрасте 4-6 лет, хотя уже в возрасте 18 месяцев некоторые родители начинают подозревать, что с их ребенком что-то не так, а когда ребенку исполняется два года, обсуждают свои подозрения с врачом.
Вот примеры форм поведения, при которых рекомендуется обратиться к врачу:
- Ребенок уходит в себя и не обращает внимания на окружающий мир.
- Ни с кем не играет и не общается.
- Старается не контактировать с окружающими.
- Плохо говорит и плохо понимает речь окружающих.
- Проявляет неконтролируемые вспышки гнева.
- Настаивает на соблюдении установленного распорядка и однообразии действий.
- Склонность к осуществлению повторяющихся навязчивых действий.
Не существует такой рентгенограммы или лабораторных тестов, которые позволили бы подтвердить диагноз «аутизм». Диагностика этого заболевания основана на клинической оценке, которая проводится с помощью наблюдений за поведением пациента. Информация от членов его семьи и других окружающих людей при постановке диагноза имеет первостепенное значение. Также педиатр может провести тесты, которые помогут исключить возможные заболевания с симптомами, аналогичными симптомам аутизма. Это такие расстройства, как задержка умственного развития, нарушений обмена веществОбмен веществ: основа жизнедеятельности всего живого и генетические болезни или глухота.
Одного визита к педиатру недостаточно для постановки диагноза «аутизм».
- Проводится осмотр ребенка у педиатра, который может скрининг-тест, чтобы определить, есть ли нарушения развития. Сами по себе скрининг-тесты не могут выявить наличие аутизма. Они проводятся в клинических условиях и позволяют определить, имеется ли какая-либо проблема. Обычно они представляют собой простое наблюдение за определенными формами поведения (у очень маленьких детей) или за реакцией ребенка на простые указания или вопросы (у детей старшего возраста). К самым распространенным скрининг-тестам относятся Опросник для выявления аутизма (CHAT) у детей в возрасте от 18 месяцев до 4 лет, а также Скрининговая анкета для выявления аутизма у детейАутизм у детей: тревожные симптомы в возрасте от 4 лет и старше.
- Прежде чем начать лечение, необходимо исключить все прочие возможные заболевания и с полной уверенностью диагностировать аутизм.
- Если педиатр считает, что для диагностики заболевания необходимо провести дополнительные тесты, он направляет ребенка к специалисту, который занимается расстройствами, связанными с развитием. Это может быть педиатр, занимающийся вопросами развития ребенка, детский психиатр, детский невролог или детский психолог.
- В процессе постановки диагноза могут также участвовать и другие специалисты, такие как эксперты, занимающиеся проблемами в развитии речевых навыков, аудиологии (специалисты по проблемам слуха), врачи-трудотерапевты, физиотерапевты и социальные работники.
Сравнительная оценка ребенка, больного аутизмом, включает в себя:
- Анализ медицинской карты пациента и семейного анамнеза
- Объективный осмотр
- Объективное аудиологическое обследование
- Диагностические тесты/лабораторные исследования, отбираемые для каждого конкретного пациента (например, тесты на определение уровня свинца, генетические тесты, метаболические тесты, магнитно-резонансная томография головного мозга, электроэнцефалограмма (ЭЭГ)).
- Оценка речевых, языковых и коммуникативных навыков
- Оценка на когнитивном и поведенческом уровне (основное внимание уделяется оценке навыков общения и взаимодействия с окружающими, проблемным формам поведения, мотивации и закреплению навыков, чувственного восприятия и самоконтроля), а также оценка способностей на образовательном уровне.