Симптомы и признаки аутизма: индивидуальные особенности - Ранняя диагностика

20 Июля 2012

ранняя диагностика аутизма

Ранняя диагностика аутизма

Чем раньше будут обнаружены симптомы аутизма, тем эффективнее будет его лечение, На этом основании Национальный институт детского здравоохранения и развития человека рекомендует родителям обращаться к врачу для проверки здоровья их детей в тех случаях, когда они не отвечают следующим показателям развития:

  • В возрасте 6 месяцев ребенок не улыбается и никак не выражает радости и удовольствия.
  • В возрасте 9 месяцев не реагирует в ответ на улыбки, звуки и мимику аналогичным образом.
  • В возрасте 12 месяцев не отзывается на свое имя.
  • В возрасте 12 месяцев еще не начал лопотать и ворковать.
  • В возрасте 12 месяцев не жестикулирует, не смотрит по сторонам и не машет руками.
  • К 16 месяцам ребенок не сказал ни слова.
  • К 2 годам не произносит фраз из двух слов.
  • Теряет речевые навыки и навыки общения в любом возрасте.

Если у ребенка обнаружено хотя бы одно их перечисленных отклонений, родители не в коем случае не должны придерживаться выжидательной позиции. Такого рода нарушения могут говорить если не об аутизме, то о проблемах со здоровьем. Ранний диагноз и своевременное лечение чрезвычайно важны для достижения отдаленных результатов при лечении нарушений в развитии любого рода, включая аутизм.

Первые признаки аутизма у маленьких детей выглядят как отсутствие нормальных поведенческих реакций, а не как наличии нестандартных форм поведения ,именно поэтому их так сложно обнаружить. Иногда симптомы аутизма интерпретируются неправильно, как признаки «послушного ребенка», так как малыш кажется спокойным, самостоятельным и нетребовательным. Но если знать, что искать, то можно выявить самые первые настораживающие признаки.

Некоторые малыши-аутисты не откликаются на объятия, не просят взять их на руки и не смотрят на свою мать во время кормления.

Первые признаки аутизма у малышей и детей ясельного возраста:

  • Не смотрит в глаза (например, во время кормления).
  • Не улыбается в ответ на улыбки окружающих.
  • Не откликается на свое имя или на звук знакомого голоса.
  • Не провожает объекты глазами.
  • Не показывают пальцем, не машут на прощание рукой и не использует для общения других жестов.
  • Не следует глазами за жестами окружающих.
  • Не говорит и не кричит, чтобы привлечь внимание окружающих.
  • Не пытается обнять или ответить на объятие.
  • Не повторяет движения и мимику окружающих.
  • Не просится на руки.
  • Не играет с другими людьми, не разделяет интересы и радость окружающих.
  • Не просит ни о чем, о чем обычно просят дети. Не просит помочь ему.

Если абсолютно здоровый ребенок или подросток в течение одного-двух дней ведет себя странно или необычно, это может означать, что он приболел, не очень хорошо себя чувствует, устал или находится в состоянии стресса. Но если у ребенка всегда присутствовали некоторые из перечисленных симптомов, или эти симптомы не проходят в течение длительного периода времени, необходимо обратиться к врачу-педиатру или другому специалисту. Как правило, аутизм диагностируют в возрасте 4-6 лет, хотя уже в возрасте 18 месяцев некоторые родители начинают подозревать, что с их ребенком что-то не так, а когда ребенку исполняется два года, обсуждают свои подозрения с врачом.

Вот примеры форм поведения, при которых рекомендуется обратиться к врачу:

  • Ребенок уходит в себя и не обращает внимания на окружающий мир.
  • Ни с кем не играет и не общается.
  • Старается не контактировать с окружающими.
  • Плохо говорит и плохо понимает речь окружающих.
  • Проявляет неконтролируемые вспышки гнева.
  • Настаивает на соблюдении установленного распорядка и однообразии действий.
  • Склонность к осуществлению повторяющихся навязчивых действий.

Не существует такой рентгенограммы или лабораторных тестов, которые позволили бы подтвердить диагноз «аутизм». Диагностика этого заболевания основана на клинической оценке, которая проводится с помощью наблюдений за поведением пациента. Информация от членов его семьи и других окружающих людей при постановке диагноза имеет первостепенное значение. Также педиатр может провести тесты, которые помогут исключить возможные заболевания с симптомами, аналогичными симптомам аутизма. Это такие расстройства, как задержка умственного развития, нарушений обмена веществ и генетические болезни или глухота.

Одного визита к педиатру недостаточно для постановки диагноза «аутизм».

  • Проводится осмотр ребенка у педиатра, который может скрининг-тест, чтобы определить, есть ли нарушения развития. Сами по себе скрининг-тесты не могут выявить наличие аутизма. Они проводятся в клинических условиях и позволяют определить, имеется ли какая-либо проблема. Обычно они представляют собой простое наблюдение за определенными формами поведения (у очень маленьких детей) или за реакцией ребенка на простые указания или вопросы (у детей старшего возраста). К самым распространенным скрининг-тестам относятся Опросник для выявления аутизма (CHAT) у детей в возрасте от 18 месяцев до 4 лет, а также Скрининговая анкета для выявления аутизма у детей в возрасте от 4 лет и старше.
  • Прежде чем начать лечение, необходимо исключить все прочие возможные заболевания и с полной уверенностью диагностировать аутизм.
  • Если педиатр считает, что для диагностики заболевания необходимо провести дополнительные тесты, он направляет ребенка к специалисту, который занимается расстройствами, связанными с развитием. Это может быть педиатр, занимающийся вопросами развития ребенка, детский психиатр, детский невролог или детский психолог.
  • В процессе постановки диагноза могут также участвовать и другие специалисты, такие как эксперты, занимающиеся проблемами в развитии речевых навыков, аудиологии (специалисты по проблемам слуха), врачи-трудотерапевты, физиотерапевты и социальные работники.

Сравнительная оценка ребенка, больного аутизмом, включает в себя:

  • Анализ медицинской карты пациента и семейного анамнеза
  • Объективный осмотр
  • Объективное аудиологическое обследование
  • Диагностические тесты/лабораторные исследования, отбираемые для каждого конкретного пациента (например, тесты на определение уровня свинца, генетические тесты, метаболические тесты, магнитно-резонансная томография головного мозга, электроэнцефалограмма (ЭЭГ)).
  • Оценка речевых, языковых и коммуникативных навыков
  • Оценка на когнитивном и поведенческом уровне (основное внимание уделяется оценке навыков общения и взаимодействия с окружающими, проблемным формам поведения, мотивации и закреплению навыков, чувственного восприятия и самоконтроля), а также оценка способностей на образовательном уровне.

Метки статьи:
 
Календарь выпусков
Следуй за белым кроликом
wrabbit