Warning: Creating default object from empty value in /var/www/admin/data/www/womenhealthnet.ru/components/com_sh404sef/shInit.php on line 37
Церебрастенический синдром – провоцирующие моменты для его развития

Церебрастенический синдром – провоцирующие моменты для его развития

01 Июня 2014

церебрастенический синдромПо своим проявлениям церебрастенический синдром относится к неспецифическим неврологическим синдромам. Появление симптомов обусловлено резким истощением нервной системы в целом. Вегетативная симптоматика является ярко выраженной, что имеет наглядное проявление в детской практике. У детей имеется тесная взаимная связь наличия патологического синдрома с течением беременности. На этот момент необходимо обращать особое внимание в процессе обследования маленьких пациентов, у которых можно предположить наличие неврологических нарушений.

alt

Что следует отнести к патологическим проявлениям

Диагноз церебрастенический синдром устанавливается на основании клинических проявлений, которые следует отнести к неспецифическим реакциям организма. Симптоматика складывается из наличия следующих симптомов:

  • головная боль
  • значительное снижение работоспособности
  • повышенная утомляемость
  • снижение памяти и внимания
  • эмоциональная неустойчивость или лабильность
  • нарушение сна (продолжительность сна увеличивается при сокращении времени бодрствования)
 

Симптомы церебрастенического синдрома свидетельствуют о том, что нервная система истощена.

 

В клинической картине данного неврологического синдрома присутствуют разнообразные вегетативные проявления, которые можно выявить при ряде других заболеваний. По этой причине церебрастенический синдром относится к неспецифическим, что имеет принципиальное значение в процессе проведения дифференциальной диагностики.

Нередко первые признаки болезни появляются у ребенка после произведенной профилактической вакцинации. Церебрастенический синдром у детей может спровоцировать стрессовая ситуация или травма. Родителям следует внимательно следить за появлением изменений в самочувствии ребенка, чтобы своевременно обратиться за квалифицированной помощью.

alt

Влияние неврологического синдрома на успеваемость в школе

Патологические проявления церебростенического синдрома отражаются на процессе обучения ребенка в школе. Первое, что заслуживает внимание, это плохая успеваемость. Выраженный церебрастенический синдром отражается на процессе продуктивного обучения. Ребенок может усвоить материал только на протяжении первых двадцати минут, в дальнейшем его работоспособность и память снижаются.

Нередко у детей с церебростеническим синдромом развиваются неврозоподобные состояния в виде различных страхов, энуреза, заикания, неврозов детского возраста. Это способствует развитию еще более выраженных изменений в поведении и психо-эмоциональном состоянии. У ребенка с неврологическим синдромом успеваемость отличается от успеваемости других сверстников в силу того, что ребенок хуже усваивает материал, не может долго сосредоточить внимание и часто отвлекается. В письменных заданиях допускаются пропуски букв, повторение слов и букв, недописывание букв, поэтому оценки за такие работы не могут быть высокими. Закономерно успеваемость становится низкой, что не может не отразиться на психологическом состоянии ребенка с церебрастеническим синдромом.

 

 

Ухудшение общего самочувствия наблюдается днем или ближе к вечеру, а также к концу учебной четверти или учебного года.

 

В этой связи большая роль отводится работе школьных психологов, которые могут своевременно обратить внимание педагогов и родителей на наличие проявлений неврологического синдрома, рекомендовать обследование у соответствующих специалистов. Лечение церебрастенического синдрома у детей должно проводиться совместно с детским неврологом или невропатологом, психоневрологом и другими специалистами по показаниям.

 

alt

Какие существуют формы церебрастении

Дети, которые страдают церебрастеническим синдромом, занимают особое место среди учеников общеобразовательных школ или классов для коррекционного образования. На основании изучения основных клинических проявлений было предложено выделять две основные формы данного синдрома:

  • гипердинамическая форма
  • гиподинамическая форма

Наличие повышенной возбудимости, эмоциональной лабильности, неуправляемости и двигательной расторможенности, быстрой смены настроения (быстрый переход от плача к смеху) следует отнести к гипердинамической форме. Двигательная активность может сочетаться с агрессивностью, что в обычном состоянии не свойственно ребенку. Если, наоборот, отмечается наличие робости, слабости, боязливости, эмоциональной чувствительности, то эти проявления следует отнести к гиподинамической форме церебрастении.

 

Умственное развитие детей при обеих формах синдрома не нарушено.

 

Дети способны к усвоению школьной программы, но не успевают за объемом и темпом обучения. Если увеличится объем образовательной программы, то это потребует от ученика напряжения, что приведет к быстрому истощению, утомлению. Выражением утомления становится расстройство внимания, недостаточная целенаправленность действий ребенка. В ситуации, когда ребенок в процессе обучения будет испытывать усилия, которые превосходят его возможности, это может стать причиной еще более выраженного истощения нервной системы в целом.

В процессе коррекционного воздействия на ученика с церебрастеническим синдромом важным является педагогический аспект. Учитель может помочь в том, чтобы учебный материал усваивался в необходимом темпе, что достигается только при индивидуальном подходе. Если будет организован адекватный педагогический процесс, то многие трудности, которые возникают у учеников с неврологическим синдромом возможно компенсировать.

alt

Проявления неспецифического неврологического синдрома у взрослых

На прием к врачу неврологу также обращаются взрослые люди, у которых имеются жалобы неврологического характера. Церебрастенический синдром у взрослых проявляется сочетанием следующих клинических симптомокомплексов:

  • явления астении
  • психические нарушения
  • неврологические нарушения

Астенические проявления выражаются в повышенной усталости, неспособности выполнять значительную физическую нагрузку, быстрой истощаемости. Отличается многообразием психоневрологическая симптоматика, что может в ряде случаев затруднить проведение диагностики, учитывая, что ряд симптомов встречается при различных неврологических заболеваниях.

В первую очередь следует установить причину развития патологического состояния. Причины церебрастенического синдрома связаны с повреждающим влиянием многочисленных факторов на головной мозг. Это могут быть инфекционные болезни, воздействие различных токсических продуктов, травмы (сотрясение или ушиб головного мозга). Повреждение головного мозга может произойти в процессе родов (родовая травма), а также вследствие влияния дефицита кислорода при внутриутробной гипоксии (развитие ишемии головного мозга).

Если будет точно установлена основная причина появления неврологической симптоматики, то это в дальнейшем определит выбор лечебной тактики. После появления первых признаков синдрома должна быть назначена терапия, так как от этого зависит исцеление пациента.

Читать дальше Лечение

 
 
Календарь выпусков
 
Следуй за белым кроликом
wrabbit