Дислексия – это нарушение способности к чтению и письму, а также запоминанию орфографии. Это происходит вследствие того, что мозг путает или перемешивает буквы и слова. Дети, больные дислексией, часто обладают плохой памятью на слова.
Дислексия еще не означает, что способности ребенка к обучению ниже среднего. В действительности, многие люди, страдающие от дислексии, обладают выдающимися умственными способностями. Но их неспособность читать хорошо может усложнить изучение многих областей знаний.
Что является причиной дислексии
Ученые пока не уверены в том, что же вызывает данное заболевание. Но оно часто передается по наследству, то есть может быть генетическим заболеванием. Также в ходе исследований выявлено проблемы в том, как мозг связывает буквы и слова с соответствующими им звуками.
Дислексия не имеет ничего общего со слабым зрением. Также, люди, страдающие дислексией, видят буквы и слова так же, как и остальные, а не в обратном порядке.
Какие симптомы вызывает дислексия
Признаки дислексии у маленьких детей дошкольного возраста следующие:
- Ребенок долго думает, прежде чем что-либо сказать.
- Медленно изучает новые слова.
- Испытывает трудности при рифмовании.
- Испытывает трудности при выполнении многоступенчатых заданий.
У ребенка школьного возраста могут проявляться следующие признаки дислексии:
- Проблемы при чтении отдельных слов, например, слов на карточках.
- Проблемы при соотнесении букв с соответствующими звуками.
- Путает маленькие слова.
- Читает буквы задом наперед.
- Пишет слова задом наперед.
Если у ребенка есть один из этих признаков, это еще не значит, что он болен дислексией. Многие дети в возрасте до 77 лет читают буквы задом наперед. Но если у ребенка есть несколько перечисленных признаков, а также проблемы с чтением, или если в семье были дислектики, то ребенка нужно отвести на осмотр к врачу.
Как диагностируется дислексия
Врач или школьный специалист (по коррекции нарушений чтения и письма) узнает, какие признаки и симптомы дислексии родители и учителя заметили у ребенка. Специалист также задает вопросы ребенку. Ребенку могут предложить пройти тесты на уровень владения навыками чтения и письма. Тесты могут показывать особенности ребенка с точки зрения его личности, его способностей к обучению, решению проблем и использованию слов. Также ребенок может пройти тест на уровень IQ.
Такие тесты помогают выяснить, есть ли у ребенка дислексия или же у него есть другие проблемы в плане обучения.
Как дислексия лечится
В программу лечения входит ряд обучающих методик, помогающих обучить ребенка чтению. К таким методикам относятся:
- Ребенка обучают соотносить буквы со звуками и составлять из звуков слова.
- С помощью учителя ребенок учится читать вслух.
- Ребенок слушает задания и повторяет их.
При лечении дислексии обычно не требуется прием медицинских препаратов или консультации психолога.
Дислексия – это заболевание, которое в течение жизни, как правило, полностью не проходит, но своевременное лечение в раннем детстве может значительно улучшить ситуацию. Также важную роль играет поддержка членов семьи, учителей и друзей.
Какие еще заболевания ассоциируются с дислексией
Дислексия может сопровождаться другими расстройствами, связанными с познанием, или эмоциональными нарушениями. Некоторые их таких проблем могут быть результатом того, как сформирован мозг ребенка или того, как он функционирует. Некоторые эмоциональные нарушения детей-дислектиков могут быть результатом появления чувства собственного бессилия вследствие неудач в школе и дома. Но в ходе диагностики дислексии необходимо удостовериться, что неспособность к чтению не вызвана другими причинами.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (ADHD).У некоторых детей-дислектиков также присутствует синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Но это два совершенно разных заболевания, и одно из них не может быть причиной другого.
Нарушение «управляющих» функций. «Управляющие» функции – это способность к использованию набора умений для решения проблем или достижения целей. Сюда относится способность блокировать или задерживать реакцию, составлять план или последовательность действий и фиксировать важную информацию для использования в будущем. Эти навыки необходимы для ведения организаторской деятельности, планирования, импульсного управления, подавления эмоцийЭмоции и культура: как расшифровать эмоциональный код, развития выборочного внимания и творческого мышления.
Нарушение памяти. Расстройство способности слушать, запоминать и повторять услышанные фонемы или слова. Очень часто дети с данным расстройством долго запоминают, как звуки в словах соотносятся с соответствующими буквами. Часто они даже не могут запомнить короткий перечень заданий.
Проблемы с математикой. Некоторым детям-дислектикам трудно дается изучение математических понятий и терминов. Также они иногда не узнают математические символы. То есть возникают проблемы, аналогичные проблемам с чтением. Кроме того, серьезные затруднения может вызывать решение сложных задач, изложенных в форме предложении, что объясняется нудностями с изучением языка.
Эмоциональные расстройства и нарушение поведения. У детей-дислектиков увеличивается риск возникновения нарушений поведения, тревожного расстройства, ухода в себя, низкой самооценки и депрессииДепрессия - немного больше чем плохое настроение.