Начните диалог
Как и всякое важное дело, этот разговор требует подготовки. Какие именно изменения вы хотите видеть в поведении вашего собеседника? И чего вообще вы ожидаете от отношений с ним? Пока вы не ответите на эти вопросы, вы не готовы к разговору.
Если опасаетесь негативной реакции, заранее обдумайте свои действия. Как вы поступите: развернетесь и уйдете? Постараетесь дышать глубже, пока ваш собеседник не успокоится? Это упражнение также поможет вам подумать о том, что именно может спровоцировать такую реакцию.
Проследите за тем, чтобы вам никто не мешал, чтобы рядом не было посторонних. Выберите для разговора время, когда собеседник не устал и не умирает от голода, чтобы он мог уделить вам все внимание.
Как вести разговор
- Начните разговор с искренней похвалы - этот прием особенно эффективен, если вы опасаетесь задеть чувства собеседника. Если речь идет о близком человеке, объясните ему, что вы его очень любите и хотите сохранить эти отношения, поэтому и начинаете этот неприятный разговор.
- Осуждайте поступки, а не человека. Нужно научиться отделять личность человека от его поступков. Откровенная конфронтация во многом похожа на воспитательный процесс. Нельзя говорить ребенку: «Ты плохой!», следует говорить: «Ты плохо поступил».
- Приводите конкретные примеры «плохого поведения». Ни в коем случае не обвиняйте человека в чем-либо без конкретных доказательств. Не говорите «Ты такой сноб!», скажите: «На прошлой неделе ты трижды раскритиковала мою одежду, назвала ее «дешевкой»».
- Скажите, что вам хотелось бы изменить. Когда в следующий раз ваша подруга, считающая себя доморощенным Фрейдом, попробует покопаться в ваших мозгах, остановите ее такими словами: «Я ценю твои советы и знаю, что ты хочешь помочь. Но знаешь, мне не нужны советы, мне просто нужно, чтобы меня выслушали, желательно с пониманием. Я говорю это, потому что хочу и дальше быть с тобой откровенной».
- Узнайте мнение собеседника. Если вы не поинтересуетесь мнением собеседника, этот разговор превратится в нравоучительную лекцию. Высказавшись, сразу же спросите: «Что ты думаешь по этому поводу?» или «У тебя тоже были подобные чувства?».
- Будьте внимательны, следите за языком тела. Оказывается, только 7% информации в любом общении мы получаем через вербальную коммуникацию. Остальные 93% информации нам дает тон голоса, выражение лица, мимика, жесты и телодвижения.
Не идите напролом
Откровенный разговор будет эффективен далеко не во всех случаях. Некоторые люди (даже самые близкие) воспримут вашу откровенность как вызов, поэтому с ними нужно вести себя иначе, не так прямолинейно. В таких ситуациях на выручку приходит юмор. Например, если у вашей сестры есть ужасно раздражающая вас привычка критически анализировать все, что вы ей рассказываете, скажите: «Такое чувство, что я на приеме у психоаналитика, только кушетки не хватает. Доктор, сколько я вам должна за сеанс?».
Вот еще несколько стратегий поведения с трудными людьми:
- Найдите применение «талантам» этого человека. Например, если ваша подруга всегда трезво оценивает ситуацию и быстро снимает с вас розовые очки, вы можете обратиться к ней, когда задумаете новую авантюру – она всегда честно скажет, почему вам не следует реализовать задуманное и удержит вас от опрометчивого шага. Приходится часто иметь дело со всезнайкой? Переведите разговора на интересующую вас тему – так вы сможете узнать много нового, пока не представится возможность спастись бегством.
- Помните правило: что можно предсказать, к тому можно подготовиться. Заметив, что в вашу сторону с удрученным видом направляется коллега по работе, встаньте из-за стола и под благовидным предлогом покиньте помещение на несколько минут. Если это невозможно, возьмите телефонную трубку и сделайте вид, что заняты. Не получив от вас сочувствия, коллега станет искать его у кого-то другого.
- Оставляйте последнее слово за собой. Если кто-то дает вам непрошеные советы, вежливо поблагодарите. Как правило, этого достаточно, чтобы остановить дальнейшие рекомендации. В разговоре с хвастуном больше улыбайтесь, а затем ответьте: «Это просто замечательно. Так рад(а) за тебя».
- Разработайте план отступления. Когда не можете отделаться от навязчивого собеседника по телефону, сделайте вид, что у вас появилось неотложное дело, и под этим предлогом закончите разговор.
Главное – чаще напоминайте себе, что любое достоинство может быть недостатком, и наоборот. Да, Наташа всегда опаздывает, но ее легкомысленное отношение ко времени и обязательствам делает ее душой компании. Так что в следующий раз на встречу с Наташей захватите интересную книгу или журнал и придите на двадцать минут позже назначенного времени. Тогда вам не придется изводить себя злостью и раздражением.