Тесты в психиатрии - насколько они эффективны

07 Октября 2010

тесты психиатрииДиагноз психического заболевания установить непросто, обычно это происходит в процессе достаточно длительного наблюдения за больным в условиях стационара. Дополнительные методы исследования не имеют в психиатрии такого большого значения, как в других разделах медицины. Поэтому как вспомогательное средство при постановке диагноза используют различные психологические тесты.

Теоретические основы тестирования в психиатрии

Психологические тесты, которые применяют в психиатрии, – это стандартизованные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые психические и личностные характеристики пациента, а также оценить его знания и навыки. Эти тесты должны удовлетворять следующим требованиям:

  • стандартности - постоянства заданий и условий его выполнения;
  • объективности – то есть сведению до минимума возможности для исследуемого целенаправленно влиять на результаты исследования;
  • надежности – она определяется по высокой степени сходства результатов повторных измерений на одном и том же испытуемом без изменения его состояния.

Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Гамильтоном в конце 19-го века. В настоящее время в психиатрии используется множество тестов, которые позволяют лучше разобраться в личности больного, его интеллектуальных способностях и отношении к окружающему миру. Тесты часто помогают выявить скрытые формы психических заболеваний, риск обострения заболевания, попытки самоубийства и агрессии, различные виды симуляции и так далее.

Виды психологических тестов, применяемых в психиатрии

Психологические тесты, применяемые в психиатрии, разделяются на тесты эффективности и личностные тесты. Тесты эффективности (продуктивности) позволяют оценить интеллектуальную деятельность (мышление, память, внимание), общие и специальные способности.

Личностные тесты в свою очередь разделяются на субъективные, проективные и объективные. Субъективные личностные тесты включают шкалы самооценки, установок и интересов. При проективных личностных тестах исследуемому предъявляется неопределенный материал, который он должен логически дополнить и интерпретировать. К объективным тестам относятся тесты, с помощью которых оцениваются реальные поступки испытуемого.

Тесты разделяются также на индивидуальные и групповые, последние позволяют выделить людей, которые нуждаются в более глубоком обследовании. Бывают тесты вербальные (они требуют словесного ответа) и невербальные (задачи на манипулирование, например, складывание целостной фигуры из отдельных частей), письменные, устные и аппаратные.

Тесты эффективности

Наиболее употребляемым интеллектуальным тестом является тест Векслера, который представляет собой набор из 11 классических методик, объединенных в одно целое на основе специальной статистической обработки результатов по каждой методике. Из них 6 заданий вербальных и 5 невербальных.

Ответы оцениваются по установленным шкалам. Количество баллов, полученное по всем заданиям, посредством таблиц переводится в соответствующий коэффициент интеллекта (IQ). Тест Векслера выявляет не только уровень интеллекта, но и позволяет оценить степень умственной недостаточности и умственной отсталости, то есть олигофрении.

Тесты общих способностей выявляют владение речью и счетом, точность восприятия, способность выделить существенные детали в речи, быстроту реакции и так далее. Тесты специальных способностей сегодня чаще проводятся на компьютере, это позволяет автоматически оценить не только правильность ответов, но время их выполнения.

Личностные тесты

Среди субъективных личностных тестов в психиатрической практике наиболее распространены шкалы Бека и Цунга. Они позволяют проследить, например, как изменяются признаки депрессии под влиянием лечения.

Из личностных опросников наиболее распространен Миннесотский многофазный личностный опросник (ММPI). Он состоит из 550 карточек с утверждениями. В зависимости от отношения к ним («верно», «неверно», «не знаю») испытуемый раскладывает карточки на три группы. Обработка результатов дает профиль, который затем интерпретируется. Тест позволяет выявить аггравацию (преувеличение болезненных расстройств), диссимуляцию (утаивание признаков заболевания) и стремление показать себя в лучшем свете. Дополнительные шкалы позволяют использовать опросник ММPI для более узких целей выявления определенной симптоматики. Все личностные тесты имеют специальные варианты для исследования детей. Оригинальный патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для выявления личностных отклонений у подростков был разработан А.Е.Личко.

Из проективных личностных тестов самым известным является тест Роршаха (тест чернильных пятен), основанный на анализе восприятия испытуемым бессодержательных стандартных пятен. Этот тест применяют для выявления различных психических расстройств, определения риска самоубийств и агрессии.

Примером объективных личностных тестов являются тесты на конформность, то есть степень устойчивости мнений, предпочтений и поступков испытуемого при групповом давлении подставной группы из 7–9 человек, которая действует по заранее обговоренному плану.

Как проводится в психиатрии обследование с помощью тестов

Наиболее эффективным считается применение батареи (набора тестов), составляемой в соответствии с задачами исследования. Например, для подтверждения диагноза шизофрении наиболее эффективной считается батарея, состоящая из теста Роршаха, ММPI и некоторых других тестов. Такая батарея дополняется применением других методик (например, классификацией предметов и другого), а также данными клинического обследования больного.

Галина Романенко


 
Календарь выпусков
загрузка...
Следуй за белым кроликом
wrabbit