Каждый ребенок развивается по-своему. Особенно отчетливо это заметно в семье, где у братьев и сестер различные навыки появляются в разном возрасте. Тем не менее, есть определенные критерии развития, ориентируясь на которые можно определить, не отстает ли ребенок в развитии. Отставание в развитии может произойти даже у здорового ребенка, если ему не уделяют внимания.
Раннее развитие ребенка
Ранним развитием считается интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 2-3 лет. Обучать ребенка в таком возрасте по традиционным методикам невозможно.
Дети очень быстро все схватывают. Не стоит только заставлять что-то делать, все обучение должно проходить только в виде интересно игры. Но не всегда родители сами могут придумать такую игру, именно поэтому разработаны специальные методики.
Методику обучения данного конкретного ребенка лучше подбирать индивидуально, так, чтобы она ему нравилась, в раннем возрасте только так можно чему-то обучить. Все методики раннего обучения ребенка включают в себя игры, в процессе которых ребенок должен использовать все свои органы чувств: слух, зрение, обоняние, вкус, прикосновение – именно всестороннее развитие должно быть целью родителей. При этом они должны четко представлять себе цель развития ребенка: это должна быть именно помощь в развитии и интересные совместные занятия, не ограниченные каким-то временем (в этом возрасте с ребенком трудно заниматься по часам). Но ни в коем случае нельзя ставить цель сделать из него гения – так можно перегрузить ребенка информацией, что, несомненно, нанесет ему большой вред.
Учимся читать по кубикам и считать по таблицам Н.А. Зайцева
Ребенку трудно произносить отдельные звуки, как правило, он произносит слоги или только гласные буквы, которые можно тянуть. Именно на этом основана методика раннего обучения ребенка чтению по кубикам Зайцева, который увидел единицу строения языка не в букве или слоге, а в складе. Склад представляет собой или две буквы (согласная + гласная, согласная + твердый или мягкий знак), или одна буква. Из этих складов Зайцев сделал кубики, пользуясь которыми ребенок может создавать слова. Кубики имеют разный цвет, размер, издают разный звон - это позволяет детям уловить разницу между отдельными звуками.
Методикой можно пользоваться уже с рождения ребенка. Первые полгода будет непонятно, что он увидел и запомнил, но со временем количество показов перейдет в качество и ребенок начнет выдавать информацию. Дети после года при этой методике начинают говорить и читать одновременно. По кубикам Зайцева можно начать обучение чтению в любом возрасте.
Система таблиц Зайцева позволяет ребенку с интересом погрузиться в интересный мир счета. Таблицы наглядно показывают ребенку, какое число из чего состоит и что с ним можно «проделать», вплоть до дробей и степеней. Методика обучения счету рассчитана на детей после трех лет.
Методика обучения счету по разноцветным пирамидкам
Авторы этой методики считают, что ребенку легче будет сориентироваться в счете до десяти именно по таким пирамидкам. Пирамидка состоит из десяти кружочков и позволяет ребенку после небольшой тренировки мгновенно охватить взглядом и понять все составляющие ее числа. Дети быстро запоминают составные части отдельных чисел (например, 7 = 5 и 2 или 2, 2, 2 и 1 так далее) и потом свободно ориентируются в счете. Так, если требуется найти 9 красных кружков, то ребенок понимает, что в данном случае легче пересчитать синие кружки и отнять от 10.
В методике предлагается использовать набор карточек с пирамидками, которые позволяют проводить игры от самых простых, до достаточно сложных. Очень помогает соревновательный метод, когда дети соревнуются друг с другом или со взрослыми.