В последнее время вы все чаще замечаете, что вашего ребенка будто подменили: он постоянно раздражен, агрессивен, непослушен, устраивает истерику по любому, даже самому незначительному поводу. Он всему противоречит и даже дерется с другими детьми (или просто бьет их). Учителя в школе, знакомые и друзья - все сходятся в мнении, что с вашим ребенком что-то не так.
Присмотревшись внимательнее, вы заметите, что в присутствии взрослых, особенно вас, родителей, ребенок ведет себя совершенно иначе. В ваших отношениях, прежде нежных и безоблачных, появилось напряжение. Что происходит с вашим малышом? Неужели эти приступы немотивированной агрессии - всего лишь признаки взросления? И исчезнут ли они со временем или характер ребенка изменился навсегда?
Растерянность и беспомощность, которые вы сейчас чувствуете, никак не помогут вам решить эту сложную ситуацию. Только вооружившись информацией, вы сможете вновь сблизиться с вашим ребенком. Узнайте, чем вызвано его отчуждение, и к кому обратиться за помощью в подобной ситуации.
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Двухлетние дети, подростки и даже молодые люди могут страдать оппозиционно-вызывающим расстройством. Это расстройство, характеризующееся тем, что ребенок постоянно спорит со взрослыми, устраивает скандалы и испытывает сильное чувство обиды и гнева. До начала полового созреванияПоловое созревание ребенка - этапы сложного пути это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек, но после начала пубертатного периода одинаково часто наблюдается и у юношей, и у девушек. Это опасное расстройство встречается у 6-25% детей и подростков.
У детей, страдающих оппозиционно-вызывающим расстройством, также наблюдаются другие нарушения поведения: синдром нарушения внимания/гиперактивности, неспособность к обучению, аффективные и тревожные расстройства. В особо тяжелых случаях у ребенка развивается кондуктивное расстройство (расстройство поведения).
Вспышки агрессии и гнева случаются у всех детей, ведь чаще всего им не нравится слушаться взрослых и делать то, что им говорят. Но дети, в зависимости от возраста, по-разному выражают свое несогласие и протест. Одни спорят со взрослыми, другие плачут, третьи устраивают истерику, четвертые замыкаются в себе. Все это разные способы демонстрации протеста. Но если ребенок всегда выражает протест, это может быть признаком психологического расстройства.
Вызывающее отношение к взрослым и ровесникам, враждебное и агрессивное поведение могут стать причиной конфликта в семье и школе. Поэтому очень важно как можно больше знать об оппозиционно-вызывающем расстройстве, уметь его распознать и своевременно диагностировать.
Причины оппозиционно-вызывающего расстройства
Эксперты-медики пока не пришли к единому выводу относительно основной причины оппозиционно-вызывающего расстройства. Обширные исследования, посвященные этой теме, показали, что расстройство может развиваться под действием совокупности биологических, генетических и внешних факторов.
- Биологический фактор: с развитием оппозиционно-вызывающего расстройства связывают изменения в работе нейромедиаторов мозга. Нейромедиаторы состоят из аминокислот, которые содержатся в пищевых белках. Нейромедиаторы - это химические передатчики импульсов между нервными клетками.
- Повышение или понижение уровня нейромедиаторов (т.е. отклонение от нормы) приводит к внезапной смене настроения и изменениям мыслительного процесса, т.к. нарушается передача нервных импульсов. Поэтому у людей с подобными нарушениями возникает чувство раздражения, у них отсутствует страх наказания, часто они не могут адекватно воспринимать действительность и нормально общаться, что приводит к развитию психиатрических заболеваний и нервных расстройств.
- Генетический фактор: полученные учеными данные позволяют утверждать, что оппозиционно-вызывающее расстройство может быть наследственным заболеванием. Нередко оказывается, что близкие родственники детей и подростков, страдающих этим расстройством, также подвержены этому заболеванию. Психологи считают, что при генетической предрасположенности вероятность развития заболевания гораздо выше.
- Внешний фактор: психологическая обстановка дома и в школе играет определяющую роль в развитии оппозиционно-вызывающего расстройства. Оказавшись в неблагоприятной психологической обстановке, ребенок или подросток с нестабильным уровнем нейтромедиаторов или генетической предрасположенностью рискует оказаться в числе тех, кто страдает оппозиционно-вызывающим расстройством. Среди основных внешних факторов, способствующих развитию этого расстройства, выделяют насилие в семье, насилие со стороны сверстников и взрослых, сексуальное насилие, безразличие родителей, бедственное материальное положение (бедность) или низкое качество жизни, употребление наркотиков и алкоголя родителями.
Помимо трех вышеперечисленных факторов, некоторые эксперты-медики выделяют еще ряд причин, которые можно условно объединить в рамках двух теорий.
- Теория развития: упрямство детей, страдающих оппозиционно-вызывающим расстройством, можно объяснить их недостаточным развитием. Такие дети просто задерживаются в развитии на уровне 2-3 лет, поэтому и проявляют все характерные признаки этого возраста и неспособны воспринять разумные доводы.
- Теория обучения: в соответствии с этой теорией, расстройство возникает в ответ на неспособность родителей проявить достаточно любви и понимания в воспитании ребенкаВоспитание ребенка: кто кого?. С самого раннего детства ребенок подвергается агрессии со стороны взрослых, например, в случае отсутствия системы воспитания или слишком строгой дисциплины. Как следствие, в ответ на такое отношение ребенок может замкнуться в себе, стать непослушным и агрессивным.
Симптомы
Очень трудно отличить упрямого и непослушного ребенкаНепослушный ребенок: руководство к действию или подростка от его сверстника, страдающего оппозиционно-вызывающим расстройством. Давно прошли те времена, когда дети и подростки уважали и беспрекословно слушались родителей, учителей и других взрослых. Современные дети любят спорить и не стесняются сказать, что они думают по тому или иному поводу. Поэтому при выявлении оппозиционно-вызывающего расстройства следует ориентироваться на степень и частоту проявлений агрессии, упрямства и непокорности.
Сравните ребенка с его сверстниками. Проследите за его поведением, чтобы понять, насколько регулярно происходят срывы, конфликты с детьми и взрослыми. Изучите его отношения с членами семьи, учителями, сверстниками и незнакомыми людьми. Если конфликтное поведение продолжается более 6 месяцев, и если вы заметили хотя бы 4 из приведенных ниже характеристик, скорее всего ребенок страдает оппозиционно-вызывающим расстройством.
- Ребенок часто теряет контроль над собой
- Ребенок ведет себя агрессивно
- Ребенок спорит с родителями и другими взрослыми, не слушается их
- Ребенок намеренно вызывает раздражение окружающих
- Ребенок апатичен или не может играть с другими детьми
- Ребенок часто злится или нервничает
- Ребенок отказывает соблюдать установленные правила (в школе и дома)
- Ребенок слишком упрям
- У ребенка часто случаются истерические припадки
- Ребенок не может нормально общаться со сверстниками
- Ребенок не хочет учиться или заниматься другой организованной деятельностью
- Ребенок долго помнит обиды и не забывает о них напомнить